ТУБАЕВА Раиса Мухамедовна
Дата рождения: 04.11. 1948 г.
Образование: среднее специальное, Ростовское училище искусств (1970), специальность – «Актер драматического театра и кино».
Звание: «Народная артистка КБР» (2006 г.).
В театре работает с 1973 г. с перерывами, непрерывный стаж с 1982 г. Ведущая артистка.
Родилась и воспитывалась в профессиональной актерской семье. Отец – Мухамед Тубаев: драматург (член Союза писателей СССР), режиссёр, заслуженный артист РСФСР; мать – Куна Дышекова: народная артистка РСФСР. Имена родителей Р.М. Тубаевой занесены в Большую Советскую энциклопедию как основоположников национального драматического искусства Кабардино- Балкарии. Буквально «с пеленок» будущая актриса впитала в себя запах театральных кулис. Впервые на сцену Кабардинского драматического театра Рая Тубаева вышла в возрасте 5 лет, сыграв девочку на печке в «Кремлевских курантах» Н.Погодина. Через два года исполнила роль девочки с булкой в «Иркутской истории» А. Арбузова, а в 9 лет роль мальчика Хасана – одну из главных в пьесе Мухамеда Тубаева «Счастье нужно беречь», написанной и поставленной ее отцом специально для дочки. Раннее приобщение к театральному искусству оставило глубокий след в душе девочки, предопределив в будущем ее профессиональный выбор. В итоге Р.М. Тубаева успешно закончила Ростовское училище искусств, где актерское мастерство ей преподавали известнейшие режиссеры и педагоги Советского Союза – заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Ваховский и народная артистка РСФСР Клара Абашина. Вместе с сокурсниками студентка Р.М. Тубаева принимала участие в спектаклях Ростовского академического драматического театра им. М. Горького, главным режиссером которого был ее наставник М. Ваховский.
Особенность ее актерской игры заключается в мощной энергетике, ярком темпераменте и глубоком проникновении в создаваемый на сцене образ. Не зря известный театральный и литературный критик Наталья Старосельская и российский драматург и сценарист Александр Вольфсон во время обсуждения спектаклей отмечали высокий художественный уровень актерского исполнения Р. Тубаевой, ее неизменный эмоциональный накал, редкое даже среди талантливых людей положительное обаяние в отрицательных ролях. Творческий диапазон актрисы охватывает амплуа от трагического до комического. Раиса Тубаева, в хорошем смысле слова, непривередлива и «всеядна». Артистка готова играть все, даже эпизодическую роль, лишь бы она не была безликой, нейтральной, ибо ей очень важна духовная, энергетическая взаимосвязь со зрителем. Ее глубокое проникновение в роль в итоге выливается в яркие и запоминающиеся на многие годы образы, которых немало в послужном списке артистки.
Дважды Раиса Тубаева была обладательницей почетной номинации Союза театральных деятелей КБР: в 1989 г. – роль Анны в сп. «Звезды на утреннем небе» А. Галина, в 1996 г. – роль Марии в сп. «Наш Декамерон» Э. Радзинского.
Роли прошлых лет:
- Бетан – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», А. Линдгрен (1976)
- Девка-чернявка – «Смельчаки снова в пути», Ю.Проданов, В. Бреев(1983)
- Баба-Яга – «Аленький цветочек», И. Бруцевич, А. Карнаухова, по мотивам одноименной русской народной сказки (1984)
- Мари-Луиза – «Верная жена», С. Моэм т(1984)
- Женщина – «Рядовые», А. Дударев (1985)
- Валерия – «Моя профессия – синьор из общества», Дж.Скарначчи, Р.Тарабузи (1985)
- Ключница – «Человек из Ламанчи», Д.Вассерман, Д. Дэрион (1985)
- Дуня – «Две Бабы-Яги», Р.СМейф, Т. Карелина (1985)
- Мать жениха – «Точка зрения», В. Шукшин (1986)
- Дарья Куприянова – «Поднятая целина», М. Шолохов (1986)
- Анфиса Громова – «Вдовий пароход», И. Греков, П. Лунгин (1986)
- Виксен – «Мэкки-нож, или Жестокая игра», Б. Брехт (1987)
- Анна, жена Клеща – «На дне», А.М. Горький (1987)
- Мать – «Зверь», Михаил Гиндин (1987)
- Инна – «Мурлин Мурло», Н. Коляда (1990)
- Г-жа Оргонова – «Дамы и гусары», А. Фредро (1991)
- Служанка – «Двери хлопают», М. Фермо (1992)
- Матрена – кухарка; Химка – «Зачем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»), А.Н. Островский (1993)
- Мари-Луиза – «Приятная женщина с цветком и окнами на север», Э. Радзинский (1993)
- Эрмелина – «Оркестр», Ж. Ануй (1994)
- Света – «Как похищают красавиц», Б. Аппаев (1994)
- Кабато – «Ханума», А. Цагарели (1997)
- Вдова Бекбик – «Что тот солдат, что этот», Б. Брехт (1999)
- Пепита – «Блеф по-французски», Клод Манье (1999)
- Фатима – «Последняя любовь Ходжи Насреддина», Б. Рацер, В. Константинов (2001)
- Мать – «Кровавая свадьба», Ф.Г. Лорка (2001)
- Пепита – «Любовь по-французски» («Блэз»), Клод Манье (2002)
- Г-жа Сотанвиль – «Жорж Данден», Ж.-Б. Мольер (2003)
- Элене – «Невеста из Имеретии», Б. Рацер, В. Константинов (2007)
- Мисс Пэттингтон – «Моя жена – лгунья», М. Мэйо, М. Эннекен (2014)
- Мария – «Выходили бабки замуж», Ф. Буляков (2020)
Репертуарные роли:
1. Алена Ивановна – «Дело Раскольникова», по мотивам р-на
Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание» (2021)
2. Старуха Хлестова – «Горе от ума», А.С. Грибоедов (2023)