История театра

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ДРАМТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО Появлению профессионального театрального искусства в Кабардино-Балкарии предшествовала большая культурно-просветительная работа, которую в 20-30-е годы прошлого столетия активно проводила на местах молодая советская власть.

Отсутствие необходимых средств на создание постоянно действующего театра частично компенсировалась художественной работой через самодеятельные драматические кружки, студии, агитбригады и т.д., объединявшие в себе как драматических артистов, так и любителей сценического искусства.

Первые драмкружки появились в 1921-1924 гг. Значительную роль в развитие театрального искусства в те годы сыграл Ленинский учебный городок (ЛУГ), в котором наряду с различными постоянно действующими кружками художественной самодеятельности успешно работал и драматический.

В 1930-1932 гг. создавались бригады «синеблузников» и театральные группы, которые объединялись в агитбригады, неся свет новых социалистических идей в народные массы. В 1930 году советом профсоюзов с помощью русских специалистов при Доме работников искусств был создан любительский театр, впоследствии получивший наименование «Театр рабочей молодёжи» (ТРАМ). Художественным руководителем ТРАМа на безвозмездных началах работал Владимир Николаевич Левицкий-Сокольников, человек большой культуры, эрудированный в вопросах театрального искусства.

Летом 1933 г. в Нальчике была организована театральная студия. В ней постигали азы театрального искусства не только русская, но кабардинская и балкарская молодёжь, имена которых впоследствии стали гордостью национального драматического искусства. Руководителем драматической группы студии стал опытный педагог-режиссёр Н.Шевченко.

В конце 1935 г. в Нальчике областным советом профсоюзов был создан драматический театр профсоюзов. В его состав вошли бывшие актёры, работающие в различных учреждениях Левицкий-Сокольников В.Н., Ковалевский М.Д., Костылёва И.А., Шильдбург-Оболенский В.З., Михайлова Е.А., Останков А.М., Калитина М.С., Модзолевская С.А., Огонькова М.Е. и др., а также опытные драмкружковцы. Театр не имел твёрдых окладов и существовал на половинчатых правах времён «марочных» систем и процентной самоокупаемости. Репетировать артистам приходилось в ночные часы. Тем не менее, театр, за небольшой срок своего существования успел завоевать симпатии зрителя, показывая свои постановки не только на стационаре, но выезжая на фабрики и заводы. В репертуаре ТРАМа успехом пользовались пьесы «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Человек с портфелем» Файко, «Платон Кречет» Корнейчука и др.

На фоне активного социалистического строительства почти во всех сферах народного хозяйства, а также роста численности рабочих и служащих, как из числа местного населения, так и прибывающих для трудоустройства в республику извне, остро ощущалась потребность в создании государственных профессиональных коллективов в культуре, в частности, в области театрального искусства. Отсутствие своего постоянного русского драмтеатра, не говоря уже о национальных драмтеатрах в республике, было очевидным для каждого. Тем более, что в большинстве национальных республик и областей Союза уже были свои постоянные русские и национальные театры. В итоге специальным постановлением президиума исполкома № 113 от 13 августа 1936 г. решено открыть в Нальчике первый профессиональный постоянно действующий театр. Им стал Русский драматический театр. Для его создания из местного бюджета выделялись ассигнования на содержание театра русской драмы.

Согласно договорённости с областным советом профсоюзов (ОСПС) в ведение театра передавались все здания, занимаемые Межсоюзным клубом профессиональных объединений, со всем необходимым имуществом и театральным инвентарём. Общий состав театра был определён в 80 человек. Директором был назначен Михаил Абрамович Смоленский, энергичный человек, хороший организатор и знаток театрального дела. По плану открытие намечалось на 1 октября, но помешали организационные неполадки и государственный Русский драматический театр впервые поднял занавес 1 ноября 1936 года.

Первый театральный сезон Русского драмтеатра открылся спектаклем «Слава» Г.Гусева. Поздравления с открытием нового театра прислали знаменитые артисты МХАТа И.М. Москвин, В.И. Качалов, А.А. Яблочкина. В репертуаре нового театра были постановки «Аристократ», «Любовь Яровая», «Оптимистическая трагедия» и др.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы в налаженную и уверенно развивающуюся жизнь советской Кабардино-Балкарии. В августе 1941 г. из Москвы в Нальчик была эвакуирована большая группа выдающихся деятелей литературы и искусства. Среди них старейшие работники Московского художественного академического театра В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова, М.М. Климов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, М.М. Тарханов, В.Н. Рыжова и др.

Их недолгое пребывание в Нальчике вплоть до ноября 1941 г. – наступления фашистов на Северный Кавказ, оказало заметное влияние на развитие театрального искусства республики. За это время московские артисты находили время глубоко вникнуть в работу местных театров. 23 августа 1941 года В.И.Немирович-Данченко беседовал с артистами республики. В Русском драмтеатре М.М. Тарханов консультировал постановки спектаклей «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты», «Шёл солдат с фронта», под его руководством была поставлена пьеса М.Горького «Мещане».

В первые годы войны театры продолжали свою работу до самых последних дней, вплоть до октября 1942 г., когда вся территория Кабардино-Балкарии была оккупирована немецко-фашистскими войсками.

Оккупация Нальчика немецкими фашистами прервала работу театров. Многие актёры ушли на фронт, некоторые скрывались в дальних сёлах, аулах, станицах. Во время своего пребывания в Нальчике фашисты взорвали здание театра, разграбили имущество, разогнали оставшихся актёров. Они зверски замучили артистов русской драмы Посадова и Светозарова, от немецкого снаряда погиб главный художник театра Рябчиков. Перед самым уходом гитлеровцы взорвали Дом актёра. В Нальчике сохранилось одно единственное здание со зрительным залом (летний кинотеатр). Исходя из этого и необходимости восстановления работы театров Совнарком КБАССР 22 февраля 1943 г. издал постановление № 76 «О переоборудовании летнего кинотеатра под драмтеатр» (летний кинотеатр находился на участке земли на углу Кабардинского парка). Местные партийно-хозяйственные органы начали приспосабливать его под драмтеатр, в котором планировали разместить все три группы: русскую кабардинскую и балкарскую. Русская труппа собралась в феврале 1942 г. Первое время театры республики работали в клубе Промкооперации. Все три труппы организационно объединились под общим названием Кабардино-Балкарский драматический театр. В то время такое объединение было необходимым, так как ни одна из трёх трупп не имела ни помещений, ни транспорта, ни театрального имущества, ни достаточных средств и творческих возможностей для самостоятельного существования. Ко всему добавились и трудности коммунально-бытового порядка: актёры не имели жилья. После изгнания 9 марта 1943 г. фашистских оккупантов с территории Кабарды театрам пришлось вновь создавать материальную базу.

В самом разгаре войны, когда по всем фронтам шла ожесточённая схватка с фашистами Совет Народных комиссаров СССР за № 435 от 23.04.1943 г. издаёт за подписью В.Молотова постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства в городах и районах Кабардино-Балкарской АССР». В нём указывалось, что на восстановление хозяйства республики Москва выделяет средства с общим капиталовложением в сумме 11350 тыс. руб., в том числе по искусству и кинофикации 725 тыс. руб. В это сложное для страны время творческую и материальную помощь Кабардино-Балкарскому драмтеатру оказывали театры Москвы, Ленинграда, Северной Осетии. В Нальчик присылали костюмы, ткани, парики, бутафорские принадлежности. Всероссийское театральное общество прислало специальную театральную библиотеку, грим, лаки, парики и т.д. По специальному фонду театр получил материал для занавесей, падуг, задников и костюмов.

Из старого актёрского состава в труппе русского драмтеатра остались только два актёра. Постепенно коллектив театра пополнялся новыми артистами. Из разных городов Советского Союза в Нальчик съезжались актёры: из Новосибирска приехала Матвеева, Саркисова и Ипатов из Щербакова, художник Васютин из Севастополя и др.

7 ноября 1944 г. Русский драмтеатр возобновил свою работу выпуском премьеры пьесы Дмитрия Щеглова «Цветок на окне».

Несмотря на трудности военного и послевоенного времени театральная жизнь Нальчика хоть и тяжело, но постепенно налаживалась. Репертуарный список постановок Русского драмтеатра зимнего сезона 1945-1946 гг. включал в себя 15 пьес российских и зарубежных драматургов, таких как:

  • «Под каштанами Праги» , «Так и будет» К. Симонова
  • «Варвары» М.Горького
  • «Таланты и поклонники» А.Н. Островского  
  • «Давным-давно» А. Гладкова
  • «Собака на сене» Лопе де Вега
  • «Он пришёл» Дж.Б. Пристли
  • «Хищники» (по Бальзаку) Э.Фабра
  • «Дама невидимка» Кальдерона
  • и другие.

На тот период труппа состояла из 29 человек: 14 артисток и 25 артистов, среди которых заслуженная артистка Грузинской ССР Дальская А.А., заслуженные артисты РСФСР Якушев К.И. и Судьбинин С.М., заслуженные артисты КБАССР Кручинина-Валуа В.Ф., Новиков Г.И. Художественное руководство осуществлял Рахманов А.Д., главным художником был Васютин В.М.

В список объектов, включённых в план 1945 г. входило восстановление здание кинотеатра под драмтеатр г. Нальчика мощностью 500 мест.

Первоначально здание драмтеатра проектировалось под малые формы. Объём здания определялся в 8.000 м.куб., предусматривалось печное отопление, асфальтовые полы. В процессе строительства было решено строить здание с расчётом размещения в нём двух театров: Кабардинского и Русского. В соответствии с новым проектом объём здания увеличился до 12.000 м. куб., отопление стало центральным, а полы паркетными. Многие нальчане добровольно участвовали в строительных работах: комсомольцы, школьники, рабочие и служащие.

В 1946 году открылся новый городской драматический театр, который имел хорошо оформленный в архитектурном отношении 500-местный зрительный зал с мягкой мебелью, три фойе, вестибюль, частично механизированную сцену, электротехническое оборудование, центральное отопление, водопровод.

В русскую труппу Кабардино-Балкарского драмтеатра Волошин Н.Т. пришёл из кружка художественной самодеятельности в 1947 г. Ещё учась в школе, он сыграл роль Осипа в спектакле «Ревизор» Н.В. Гоголя, а десять лет спустя эту роль сыграл на профессиональной сцене. В послужном списке Волошина Н.Т. роли Тимоши («Разбуженная совесть» Валерия Шаврона, 1964 г.)

 В 1949 году, Советом Министров Кабардинской АССР было вынесено решение о слиянии театров Русского и Кабардинского в части административного управления Весной 1968 г. Государственному театру русской драмы КБАССР было присвоено имя А.М.Горького. В том же году коллектив Русского драмтеатра переехал в новое здание Государственного музыкального театра и по сей день находится там же.

Большой вклад в развитие Русского драмтеатра им. М.Горького внесли режиссеры: М.Г. Гнедич, Б.К. Поздняков, М.М. Толчинский, Л.Х. Эркенов, С.А.Теуважев, Б.Х. Кулиев. Долгое время театром плодотворно руководил народный артист РСФСР А.С. Яралов. В советское время на сцене Русского драмтеатра им. М.Горького играли ведущие мастера театров страны: Е.Леонов, В.Лановой, В.Зельдин, Л.Чурсина, Вицин, А.Петренко, А.Папанов, Н. Караченцев, С. Кузьменко.

Много лет визитной карточкой театра был заслуженный артист РСФСР Расторгуев Марк Николаевич, ушедший из жизни 1 мая 2015 г. Сцена из спектакля Г.Горина «Поминальная молитва» 2008 г. А.Цагарелли «Ханума» 2010 г Зрительский успех Русского драмтеатра им. М.Горького определяют Заслуженные артисты РФ: М.П. Бурмако, В.Б. Костюкова, народные артисты КБР Р.М. Тубаева, Ю.Г. Балкаров, Ю.Г. Балкаров; Заслуженные артисты КБР Ю.И. Чернышев,  Л.П. Кенетова, Р.А. Кулахметова, И.А. Кузнецова, О.М. Гусейнов, Т.Н. Карнаухова, Е.А. Толстова, Э.Г.Мамаладзе;  артисты  А.Б. Белобородова,  Е.Б. Терёхина, Е.Х. Жакамухова С.Н. Свидина, З.А.Ораков, З.М.Канукоева, М.Б.Хупова и талантливая многонациональная молодежь И.Канкулов, А.Лутфулина, З.Нагоев и другие…

Руководство театром осуществляют – директор театра Ф.М. Николаева, главный режиссёр С.А. Теуважев Заслуженный деятель искусств РФ, КБР, Лауреат государственной премии КБР.